Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



В мастерской Часть 5

Июль 21, 2010 Автор: radzimaby Рубрика: Без рубрики

Пожалуй из всех благ бытия Михаил Андреевич более всего ценит человеческое общение. Но что касается дружбы — она для него не является волей случая или настроения, а выковывается за годы и приходит вместе с уважением к человеку. Видимо, не существует одинакового для всех понимания дружбы… Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении, — размышлял Антуан де Сент-Экзюпери о том самом широком смысле любви, который охватывает и сферу дружеских отношений.
В дружеском кругу Савицкий говорит как-то особенно самозабвенно и просто, погружаясь в течение мыслей, неторопливо, разделяя слова и этим как бы выявляя их ценность. Часто предается милым сердцу воспоминаниям о детстве, и врываются в его речь ноты задорного мальчишеского удальства. Свои взгляды на искусство Савицкий излагает охотно. Тогда рассуждает со строгой логической последовательностью, ничего не оставляя невыясненным, как бывает, когда человек в чем-то абсолютно убежден. В разговоре он активно что-либо утверждает или отрицает. Поэтому голос его, обычно тихий, иногда вдруг набирает ораторскую силу и проскальзывают в нем интонации резкие, подчеркнуто категоричные.
Рассказывает Михаил Андреевич чаще всего сидя, опершись руками на колени и непременно упрятав сомкнутые вместе ступни ног под стул или табурет. Легкая сутулость при этом сменяется напряженной сгорбленностью. Тогда и руки его, худые, но крупные и сильные, бывают довольно скованные. Но когда художник слишком увлечен разговором, он стремительно жестикулирует, преимущественно правой рукой, неизмеримо более активной в работе.
Мы подойдем к творчеству Савицкого постепенно, вместе с повествованием о его жизни. Пока перед нами просто человек, чем-то обычный, а чем-то особенный, каков он есть сейчас, каким сделали его прожитые годы. Характер, привычки, этические нормы подобны почве, на которой посеяно зерно таланта. Как питает она это зерно полезными веществами и влагой — таков и всход. Поэтому все становится дорогим в облике и жизни художника, все поможет понять его творчество.