Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Особенности культурного развития Беларуси. Образование и наука. Белорусоведение – часть славистики. Глава 13

Апрель 27, 2012 Автор: oksana Рубрика: История Беларуси

Преобразования в области образования, несмотря на их сословно-классовый характер, все же способствовали открытию в Беларуси новых учебных заведений, увеличению количества учащихся, развитию просвещения среди молодежи, повышению ее культурного уровня. Однако это относилось в основном к низкой и средней ступени образования. После подавления восстаний 1830 – 1831 гг. и 1863 – 1864 гг., закрытия Виленского университета, а позднее и Горы-Горецкого земледельческого института Беларусь не имела своих высших учебных заведений.
Изучение истории, этнографии, фольклора белорусов. Белорусоведение – часть славистики. Первая половина XIX в. – Время возникновения научного белорусоведения. Изучение Беларуси осуществляли Российская академия наук, Русское географическое товарищество, Вильнюсский университет, Московское общество любителей древностей российских, созданные по инициативе Е. Тышкевича Виленский музей древностей и Виленская археологическая комиссия.
Историю, этнографию, фольклор белорусов еще в 1780 г. начала изучать экспедиция русского академика И. И. Лепёхина. Это было знакомство русских ученых с Беларусью после присоединения ее к Российской империи. Работа русского ученого К. Ф. Калайдовича «О белорусской речи» (1822) представляла собой первую попытку научного исследования языка белорусов.
Большой интерес к Беларуси проявили польские ученые. Лингвист С. Линда и историк Т. Чацкий первыми заговорили про самобытность белорусского языка и необходимость ее изучения.