Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Особенности культурного развития Беларуси. Образование и наука. Белорусоведение – часть славистики. Глава 12

Апрель 27, 2012 Автор: oksana Рубрика: История Беларуси

В первой половине XIX в. в Беларуси возникли школы и частные пансионы для девочек. Они находились на ступени начальных училищ. Действовал ряд гимназий: Гродненская, Минская, Слуцкая, Пинская, Новогрудская, Витебская, Могилевская, Мозырская, 2 прогимназии – Свислочская и Молодечненская, 5 одноклассных и 9 трехклассных дворянских училищ.
Накануне школьной реформы 60-х годов Беларусь насчитывало 576 учебных учреждений всех типов: 12 средних, 45 неполных средних, 45 частных и государственных женских училищ, 21 духовное училище и 453 начальные школы. Во всех школах обучалось около 17 тыс. человек.
Возникали профессиональные учебные заведения. С конца 30-х годов при гимназиях открывались агрономические и агротехнические курсы, землемерно-таксаторские классы, а в 1840 г. начало действовать Горе-Горетское земледельческое училище. В 1848 г. на базе его был создан Горе-Горетский земледельческий институт – первое не только в Беларуси, но и в России высшее Агрономическая учебное заведение, важный научный и культурный центр Белорусского края. Высшее образование юноши Беларуси могли получить в Виленском университете, а после его закрытия – в Московском, Петербургском, Киевском университетах. Здесь мировоззрение белорусских юношей формировалось под воздействием русской философии, литературы, русского освободительного движения, контактов с революционными демократами. Студентам Петербургского университета был Кастусь Калиновский.