Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Особенности культурного развития Беларуси. Образование и наука. Белорусоведение – часть славистики. Глава 11

Апрель 27, 2012 Автор: oksana Рубрика: История Беларуси

В 1828 г. был издан новый устав учебных заведений. Вместо единой системы связанных между собой типов школ, созданных согласно Уставу 1804, вводились две системы, сформированные по сословным принципу: одна из них должна была давать элементарное образование для низших сословий (приходские училища с 1 – 2 годами обучения, затем трехлетнее уездное училище), вторая – среднего и высшего образования – преимущественно для дворян (домашнее обучение, семилетняя гимназия, университет).
После подавления восстания 1830 – 1831 гг. правительственная политика в западных губерниях коренным образом изменилась: усилилась борьба против полонизации, за расширение русского влияния на белорусских землях. Важная роль в этом деле отводилась учебным учреждениям. В 1832 г. был закрыт Виленский университет как рассадник антирусских идей и настроений. Сначала в учебных заведениях Витебской и Могилевской губерний, а чуть позже – Минской и Гродненского вводилось обучение на русском языке. Дополнительно для всех учащихся предусматривались «литературные разговоры» на русском языке.
Расширялись светские формы образования. Вместо церковноприходских школ открывались народные училища. Осознавая то, что католическая церковь является опорой польского патриотического движения в крае, власти принимали меры к уменьшению ее влияния. Объявленное в 1839 г. Полоцким церковным собором объединение униатской церкви с православной привело к закрытию католических монастырей и их учебных учреждений. Монастырские училища превращались в гимназии.