Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Особенности культурного развития Беларуси. Образование и наука. Белорусоведение – часть славистики. Глава 8

Апрель 27, 2012 Автор: oksana Рубрика: История Беларуси

Все социальные институты феодализма сторонниками просветительской идеологии считались «неразумными» и «неестественными». Вместо христианско-догматических представлений средневековья идеологи Просвещения предложили свои рационалистические теории общества и государства, морали и религии. В частности, теория «естественного права», которую поддерживал И. Стройновский, исходила из представления о врожденном равенстве людей и таким образом идеологически обосновывала требования демократических свобод. Теория «общественного договора» Руссо, изложенная Т. Млотским, отвергала божественное происхождение государственной власти и утверждала, что государство – результат соглашения между людьми. Этим доказывалось право народа лишить власти монарха, который не выполнял условий договора и не охранял «естественные права» граждан. Основными «естественными правами» людей считались права на жизнь, собственность, свободу и равенство. Рассматривая вопросы о практическом построении будущего общества, просветители предложили теорию «разделения власти». В разделе власти на законодательную, исполнительную и судебную они видели гарантию от злоупотребления властью, защиты граждан от произвола. Идеология Просвещения была близка филоматам и филоретам.