Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Войны второй половины XVI – XVIII в. Часть 2

Август 02, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

Не сумело и Великое княжество Литовское воспользоваться российскими трудностями. Само княжество оказалось перед еще более опасными проблемами. Сначала военных действий на территории Беларуси Польское королевство восстановила свои инкорпораторские усилия, политику, которую вело в отношении ВКЛ со времен Кревской унии. Разница политики России и Польши для правительства ВКЛ была очевидной: Россия стремилась к выходу к Балтийскому морю и интересовалась территорией не Вислы, а Ливонии. Польское королевство претендовала на «мирную», без объявления войны и военных действий аннексию всего Великого княжества Литовского полностью. Это подтолкнуло политиков ВКЛ искать соглашения с Россией. В июне 1566 г. в Москву было направлено посольство ВКЛ в составе Ю. Ходкевича, Ю. Тышкевича и М. Гарабурды, которое предложило Ивану IV провести раздел Ливонии на основании существующего в то время положения. Но царь не прислушался к совету. Видимо, убежденный врагами России и Великого княжества Литовского, он принял ошибочное решение продолжать войну. Его поддержал Земский собор 1566.

Такая позиция России поставила ВКЛ в еще более тяжелое положение в результате усиления инкорпораторской волны польских магнатов. В таких условиях делегация ВКЛ на Люблинском сейме после аннексии большей части княжества в Польское королевство должна была подписать позорную Люблинскую унию (1569). С настоящего времени война за Ливонию должна была стать войной Речи Посполитой.

Вступление в войну Швеции и крымских татар, а также опричнина еще больше обессилила Россию и открыли Речи Посполитой хорошие перспективы в войне. Но вновь она не смогла использовать благоприятные условия, так как сама переживала трудные годы бескоролевья. Россия первая активизировала свои военные действия в Ливонии и сумела захватить некоторые крепости, в том числе Перно. Эти военные успехи позволили московскому правительству начать переговоры с германским императором Максимилианом о признании права России на Прибалтику. Получив отказ, русское правительство начало новую военную кампанию. Военные успехи России насторожили не только Речь Посполитую, но и Рим.

Избранный в 1576 г. польский король Стефан Баторий формирует наемное войско (частично операцию финансирует Ватикан) и начинает контрнаступление против российской армии в Ливонии и в Беларуси. После 20-дневной осады ценой больших потерь был отвоёван Полоцк, освобождена Ливония, военные действия переносятся на собственно русскую территорию. Завоевав Великие Луки и ряд мелких крепостей, Стефан Баторий начинает осаду Пскова и мечтает о походе на Новгород и Москву. Но героическая оборона Пскова в 1581 – 1582 гг. окончательно определила исход войны и заставила, истощенные 25-летней борьбой государства, начать мирные переговоры.

Они проходили в д. Киверова Гора около Запольского Яма (южнее Пскова) при посредничестве папского представителя иезуита Поссевина. Согласно перемирию (на 10 лет), которое вошло в историю как Ям-Запольское, Речь Посполитая возвращала России захваченные русские города – Великие Луки, Холм, Завалочье, Изборск, Апочку, Гдов, Себеж и другие со всеми их землями , за исключением района г.Велижа, где возрождалась граница, которая существовала до 1514 Россия в свою очередь отказывалась от всех земель, захваченных в Ливонии и в Беларуси. Цель, которую ставила Россия: найти выход к Балтийскому морю, не была достигнута.

В результате Ливонской войны оказалась опустошенной и разрушенной северо-восточная часть Беларуси, погибло много населения, уничтожены культурные ценности. Венгерские наемники, которые ворвались первыми в Полоцк, грабили жителей, разрушали все. Именно во время ограбления города наемниками Стефана Батория погибли многие культурные ценности, в том числе и Полоцкая летопись. Результатом Ливонской войны в Беларуси было дальнейшее укрепление позиций польских феодалов и католического влияния, еще более глубокий раскол белорусского общества на религиозной почве.