Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Католическая экспансия в Беларуси.

Август 02, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

Униатам помогали костелы, многие католические ордена (бернардинцы, кармелиты, доминиканцы), но больше всех – иезуиты, которые вообще не заботились об средствах достижения цели. Свой вклад в борьбу против православного населения внесли папы римские и польские короли. Папа Бенедикт XIII предложил польскому королю любыми средствами уничтожить уцелевшее пока единственное православное епископство в Могилеве. Ян Собеский (1692) требовал от мещан Могилева «добровольно» перейти в унию, в противном случае угрожал им, что «будут в унии поневоле» (Витебская старина. Т.5. 4.1. С. 268). Скоро православной шляхте был закрыт доступ не только в сенаторы, но и в депутаты сейма, а православным мещанам – на магистратские должности (Белоруссия в эпоху феодализма. Т. 2. С. 358, 362, 364; Витебская старина. Т.5. 4.1 . С.335 – 336). В 1712 сейм запретил должностным лицам прилагать печати к документам, в которых предусматривались удобства для лиц некатолического вероисповедания.

Лучшие сыновья Речи Посполитой быстро поняли опасность, которую несла фанатичная политика иезуитов. Они не только своевременно (пока опухоль иезуитского фанатизма не дала своих результатов) предостерегали правительство и общественность, но и потребовали от короля и сената отклонить иезуитов от всех дел при дворе, изгнать иностранцев, а из некоторых городов и здешних иезуитов за пределы страны. В 1623 Юрий Сборожский (конюший Великого княжества Литовского) предупреждал, что католическая экспансия в Беларуси несет гибель будущего государства. В речи на сейме он говорил: «Те раны, которые мы получили от солдат, большие, похожие на рану от руки, но не приносят еще смерти раненому … Но тот, кто уничтожает право, кто разрывает согласие между народами, из которых состоит польская Речь Посполитая, тот ранит Отечество в самое сердце. Такая перепалка, которую начали с русским народом, нашими братьями. Это рана, хотя она была и небольшой, принесет смерть … Знаю я хорошо, что начиная с Брестского собора (1596) делают с ними … Но чего они хотят от такого уважаемого народа, этого я никак понять не могу, потому что если хотят, чтобы у Руси не было Руси, – то это дело невозможно … » (Журн. М-ва нар. Просвещения. Ноябрь 1871 С. 53).

В-третьих ни на миг народ не приостанавливал борьбы за свободу вероисповедания. Средства борьбы были самые разнообразные. Экспансия католицизма и давление униатов вели к консолидации православных обитателей. Обычно во время бескоролевья собирались православные священники, братства, казаки, ставились перед кандидатом в короли требования. Например, во время войны с Москвой общими усилиями они добились права иметь православного митрополита, православных епископов в Полоцке и Могилеве, обращения нескольких захваченных униатами церквей и монастырей. Были и другие государственные акты, которые объявляли равные права православных жителей с униатами и католиками. Но надо иметь в виду, что в стране с безграничным шляхетским произволом никакие законы не защищали и не могли защитить православную церковь и ее сторонников.

Униатская церковь, навязанная православному населению административным путем, еще больше усугубило этнически-религиозную борьбу, а иезуиты придали ей характер религиозного фанатизма. Тайная идея иезуитов потихоньку перевести через униатскую церковь православное население Речи Посполитой в католицизм осуществлялось. Уже на конгрегации в Бресте в 1666 отмечалось, что базилиане (униатский монашеский орден) сменили многое в обрядах Святой Восточной Церкви и Божественной литургии и так перепутали все в униатской церкви, что униатские обряды нельзя назвать ни греческими, ни римскими.

В 1720 г. вопрос о сближении униатской церкви с костелом рассматривался на Замойском соборе. Некоторые догматы и обряды православной церкви менялись на католические. Так, собор признал латинские догматы об исходе Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, о чистилище, индульгенциях, первородном грехе, безошибочности римских пап в делах веры. Было много и второстепенных латинских нововведений: поминать при богослужении папу римского, посвящать в священники неженатых лиц, носить сутану, брить бороды, принять книги римской печати, снять в церквях иконостасы, завести органы, колокольчики и т. д.

Многолетняя католическая экспансия в Беларуси сопровождалась отождествлением религиозной и этнической принадлежности. Рядом со стереотипом «католик-поляк» начинает выкристаллизовываться в общественном сознании стереотип «православный – русский». В результате этого религиозная борьба приобрела этническую окраску, превратилась в этнически-религиозную, которая продолжалась до разделов Речи Посполитой.