Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Бернардинцы, Бенедиктинцы и униатская церковь.

Август 02, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

Бернардинцы – монахи реформированной отрасли монашеского ордена францисканцев в Беларуси, в Литве и Польше (название происходит от имени францисканского проповедника Бернарда Сиенского, который стоял у истоков ордена). Окончательный разрыв бернардинцев с орденом францисканцев состоялся в 1517. Одевались бернардинцы в сутану темно-серого цвета с капюшоном, плащ, носили пояс из белой шерсти. Главной целью бернардинцев в Беларуси была миссионерская работа среди православного населения и пастырская деятельность. В Беларуси действовало 4 женских монастыря бернардинок: в Бресте, Гродно, Минске и Слониме. Мужских монастырей бернардинцев насчитывалось несколько десятков. При монастырях бернардинцев действовали школы (в том числе в Будславском монастыре – музыкальная школа); почти каждый монастырь имел библиотеку; брестские бернардинцы держали аптеку.

Бенедиктинцы – монахи старейшего в Европе католического монашеского ордена Святого Бенедикта. Основанный в 530 г. Бенедиктом Нурсийским (он был и автором устава) в г. Монтекасина (Италия). Устав требовал от бенедиктинцев постоянного жительства в монастыре, послушания, воздержания и бедности. Цель ордена (харизмат) – контемпляция (приведение психики в состояние глубокой сосредоточенности), физическая и умственная работа, воспитание молодежи. Одним из обязательств бенедиктинцев было соблюдение торжественной литургии. Монастыри бенедиктинцев имели свои школы, крупные библиотеки с редкими собраниями, скриптории, где переписывались книги и летописи. В XIII в. бенедиктинцы утратили первенство, уступив его доминиканцем и францисканцем. В Беларуси бенедиктинцы имели монастыри в Городище около Пинска, Минска, Несвижа, женские монастыри бенедиктинок действовали в Минске, Орше, Несвиже, Слониме, при которых существовали школы для девочек из дворянских семей.

Таким образом, католическая экспансия Ватикана, польских магнатов и духовенства, попытки насильственного окатоличивания белорусского народа усугубляла религиозное противостояние, которое перерастало в вооруженную борьбу. Одним из главных требований восстания 1648 была ликвидация униатской церкви.
Современные политизированные историки стараются подать униатскую церковь как национальную, не зависимую от Рима и Москвы, которая якобы способствовала сохранению белорусской нации. Такая трактовка исторической роли униатской церкви, мягко говоря, не соответствует историческим фактам.

Во-первых, как подчеркивалось выше, униатская церковь была создана усилиями иезуитов, костела, польского короля Сигизмунда III Вазы и части иерархов православной церкви вопреки воле белорусского и украинского народов православного вероисповедания и подчиняться Рима. Другое дело, что в условиях неприязни со стороны народных масс униаты вынуждены были соблюдать православный культ, чтобы народ не понял, в какую церковь он пришел. О неблагорасположенности знати к униатской церкви свидетельствует и такой факт. После смерти искреннего сторонника православия князя К. К. Острожского (1608) многие православные магнаты и шляхтичи переходят в католицизм. Заметим: в католицизм, а не в униатство. Этому событию посвящено талантливое произведение Мелетия Смотрицкого «Фринас» (1610), в котором он отражает кризис православной церкви и переход православных князей в католицизм.

Во-вторых, униатская церковь создавалась путем насилия и обмана народа, администрирования. Польские короли передавали униатам лучшие монастыри и приходы, государственные должности. Щедрые православные терпели давление во всех правах, оскорблялись, священники с позором изгонялись из приходов, по лживым доносам отдавались под суд. Целые уезды и воеводства оставались без священников, церкви были закрыты или разрушены, некоторые превращались в кабачки или конюшни. А православные в Великом княжестве Литовском – это и были как раз белорусы: крестьяне и низы городского населения. Против них, политически бесправных и почти поголовно неграмотных, и был развязан настоящий геноцид собственной знатью, что перешла в католицизм вместе с польскими феодалами, ксендзами и униатами. Так какая же это «национальная», извините, церковь, которая грабит и пригнетает собственный белорусский народ?