Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Стефан Баторий. Иезуиты.

Август 02, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

Когда в 1579 г. Стефан Баторий был вынужден начать военные действия, иезуиты приняли действенное участие в походе. Они мужественно переносили тяготы похода, заботливо ухаживали за раненными, залечивали раны и души искалеченных, исполняли религиозные обряды. Преданная служба на благо католицизма, государству и Короне сделала Батория искренним сторонником иезуитов. «Если бы я не был королем, – любил он повторять, – был бы иезуитом».

Во время осады Полоцка С. Баторий пообещал после победы открыть в городе иезуитский коллегиум. Свое обещание он выполнил по-королевски. Ради материального обеспечения учебного заведения иезуитам в Полоцке передали восемь церквей и семь монастырей вместе с их поместьями. Православным был оставлен один кафедральный собор. В королевской грамоте указывалось цель: «Чтобы иезуиты содержали коллегиум для воспитания в католической вере юношества, распространяли католическую веру среди схизматиков (т.е.. Православных. – З.З.), устраивали латинские, то есть римско-католические, приходы в Беларуси и таким образом уничтожали православие здесь» (Мартос А. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. Мн., 1990. С. 158).
Следующий король, Сигизмунд III Ваза (1587 – 1632), как известно, являлся воспитанником иезуитов. К сердцам остальных королей Речи Посполитой также были найдены пути и тропинки. На протяжении существования Речи Посполитой королевская личность всегда была в центре внимания иезуитов.

Разными путями иезуиты шли к магнатам и также имели успех. Достаточно отметить, что одними из первых в католицизм обернулись потомки Николая Радзивилла Черного. Именно один из них, Сиротка Радзивилл, всю свою жизнь посвятил поиску Библии, изданной отцом, чтобы уничтожить. Извел капитал в 5000 червонцев, разыскал почти все экземпляры и сжег. А за Радзивиллами потянулись другие магнаты, средняя и мелкая шляхта. «Блудные сыновья» католицизма понемногу возвращались в лоно костела.

Важным направлением в работе иезуитов было воздействие на народные массы. Здесь имелись свои особенности. Те, кого заставили стать протестантами, с радостью возвращались в храм. Но имелись и знающие кальвинисты и антитринитарии. С ними было труднее. Среди последних иезуиты развернули работу на почве религиозного культа и благотворительности. Рядом с коллегиумом иезуиты открывали аптеки, больницы, приюты для бездомных, помогали во времена народных бедствий.

Средневековый житель не представлял себе жизни без религиозного культа: с Богом рождался Богу и отдавал душу. Иезуитам войти в доверие к рабочему человеку «поспособствовала» моровая язва в Вильнюсе в 1573 г. Под страхом смерти город покинули и богачи и священники. Иезуиты же (кроме пяти наиболее подготовленных и способных, которые были отправлены в безопасное место) остались с народом. Они помогали чем могли: хлебом и солью, ухаживали за больными (иногда сами возле них умирали), принимали исповедь, хоронили усопших. Люди потянулись в иезуитский костел Святого Иоанна, и ничто не могло их удержать: ни просьбы, ни угрозы. Таким путем шли иезуиты к сердцам простых людей.

Особое внимание они уделяли молодежи. Пропаганда среди нее обычно проводилась через учебные заведения. Рядом с Полоцким коллегиумом (1580) иезуитские коллегии открываются в Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Гродно, Витебске, Новогрудке, Минске, Слуцке, Жодишки. В 1618/19 учебном году в иезуитских учебных заведениях Великого княжества Литовского училось 3165 учеников и студентов. К 1773 в Несвижском коллегиуме было около 300 детей, а в Полоцком более 250. Именно высококвалифицированная образовательно-воспитательная работа была политикой, обращенной в будущее. Скоро воспитанники иезуитов начали заполнять административный аппарат ВКЛ, оказывать свое влияние на решение всех государственных и общественных дел. А поскольку иезуиты воспитывали молодежь в духе религиозного фанатизма и нетерпимости, то и влияние было соответствующим.

Однако, несмотря на такую разностороннюю работу, нужно отметить: иезуиты не смогли полностью победить протестантизм. Это борьба шла на протяжении всего существования Речи Посполитой.
Вторым врагом католики и иезуиты считали православных жителей ВКЛ. Что собой представляла православная церковь того времени?  К середине XVI в. польские короли практически подчинили себе православную церковь, присвоив некоторые права в управлении церковной организацией.