Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Реформация. Антитринитаризм.

Август 02, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

В Реформации можно выделить три направления:

1) королевско-княжеское, которое защищало интересы монархов и светских феодалов в укреплении своей власти и захвате земных богатств церкви;

2) бюргерско-буржуазное с его тезисом «абсолютного предопределениия», проповедью «мирского аскетизма» и республиканского обустройства церкви;

3) народное, которое требовало ликвидации церкви, феодального гнета и узаконивания равенства.

Под идейным знаменем Реформации проходила Крестьянская война 1524 – 1526 гг. в Германии, Нидерландская (1566 – 1609) и Английская (XVII в.) буржуазные революции.

В Великое княжество Литовское впервые протестантские идеи были принесены в 1521 г. итальянцем Франциском Лисманини (придворный проповедник Сигизмунда I Старшего и любимец королевы Боны). Лютеранство в Великом княжестве Литовском широкого распространения не получило. Гораздо больше сторонников нашел в княжестве кальвинизм, защитником которого стал Некоронованный владыка княжества Николай Радзивилл Черный. В 1561 г. он построил в Вильнюсе против костела Святого Иоанна прекрасный храм, пригласил кальвинистских проповедников из Пруссии, Бельгии и Швейцарии, начал просветительскую и книгоиздательскую деятельность.

Социальной основой кальвинизма в Беларуси (в отличие от Западной и Центральной Европы) были феодальная знать, ее вассалы, часть средней и мелкой шляхты. Магнаты и шляхта использовали Реформацию для укрепления своих социально-экономических и политических позиций: захвата земельных владений церкви путем секуляризации; сокращения расходов на содержание церкви; образования оппозиции центральной власти; расширения своего влияния на рабочие массы. Реформацию поддержала также часть городского населения, недовольная распространением в городах католических и православных «юридик», церковными поборами, идейным влиянием православной и католической церквей.

В 60-е годы XVI в. в Беларуси, в Литве и на Украине из кальвинизма выделилось более радикальное направление – антитринитарское, или, как его называли иначе, – арианское. Своими корнями он уходил в IV в. н. э. и получил название от имени александрийского епископа Ария, который выступал против божественной сущности Иисуса Христа и Святой Троицы.
В средневековье идеи Ария развивали некоторые из схоластов, русские еретики, анабаптисты. С наступлением Реформации арианство взорвалось с новой силой. Идеологом антитринитаризма в XVI в. стал испанский ученый Мигель Сервет. В 40-е годы XVI в. большинство итальянских антитринитариев убегает от инквизиции в Швейцарию, а затем в Польшу и в Беларусь.
Белорусский антитринитаризм имел два направления: терпимый и радикальный. Представитель первого направления Симон Будный представлял интересы части горожан и знати, выступал против божественной природы Христа, за частичные реформы.

Радикальное направление антитринитаризма возглавляли Петр из Ганёнда, Мартин Чеховиц и Якуб из Калиновки, Павел из Визны. Они стремились не к частичным реформам, а к радикальным социально-политическим изменениям: ликвидации барщины, частной собственности, феодальных привилегий, выступали против светской власти, войн, социальной, национальной и религиозной неровности, строили утопические планы перестройки общества. Радикальные антитринитарии отрицали античную философию, схоластику, были стойкими сторонниками равенства, справедливости, братства, человеколюбия.

Антитринитарии Беларуси имели много своих общин в Ивье, Лоске (у Ошмян), Любче, Новогрудке, Клецке и других городах, а также свои органы самоуправления. Утопичность их наивно-социальных мечтаний, внутренние противоречия, противодействие феодалов, католическая реакция привели к упадку антитринитаризма, а в середине XVII в. под давлением социниане были изгнаны за пределы Речи Посполитой, в том числе и из Беларуси. Что касается кальвинистов, они образовали территориальную организацию кальвинистской церкви в Беларуси и Литве с центром в Вильнюсе.

По мнению некоторых ученых, реформационное движение затронуло и православную церковь в виде ересей.
1569 год, год Люблинской унии, открыл новый этап религиозной борьбы в ВКЛ. Произошло событие, которое, видимо, осталось незаметным для современников, но сыграла чрезвычайную роль в судьбе Речи Посполитой. В Вильнюс из г.Брунсберга приехали 5 иезуитов, а потом еще 16, в том числе хитрый и ловкий Маги, провинциал (руководитель) австрийских и польских иезуитов. Они открыли коллегиум из пяти классов и отдельное отделение для подготовки иезуитов. Сначала к ним шли единицы, но дело было начато. Иезуиты имели хорошо разработанный план воздействия на сердца и умы людей разных сословий, вероисповедания, возраста.
Первоначальное внимание они обратили на личность короля.

Доверие Сигизмунда II Августа иезуиты завоевали через посредничество его сестры Анны. А вот пристрастие Стефана Батория было одержано благодаря Ливонской войне. После бегства Генриха Валуа в Париж бескоролевье длилось почти два года. Победил трансильванский воевода Стефан Баторий, видимо потому, что пообещал вести Ливонскую войну собственными силами и за свой счет.