Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Борьба белорусского народа против польско-католической экспансии

Август 02, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

Имея целью создать унитарное государство, Люблинская уния одобрила формирование «одного взимания, единства, неделимого народа». Но Великое княжество Литовское было, как известно, полиэтническим государством, в котором жили белорусы, русские, украинцы, литовцы, евреи, татары и др. Поэтому формирование «неделимого народа», по мнению инкорпораторов, должно было осуществляться путем ассимиляции всех этих этносов собственно польским населением.

Эта ассимиляция требовала чего-то такого, что объединило бы все эти народы. В средние века таким духовным цементом являлась религия. Религия – это и мировоззрение, и обычай, и нормы поведения, и, наконец, основы духовной культуры. Но на пути религиозного единства народа Речи Посполитой было много препятствий. Во-первых, к середине XVI в. население Польши и Великого княжества Литовского имело разное вероисповедание. В Польше господствующей религией был католицизм, а в ВКЛ большинство населения придерживалось православия (Беларусь и Украина) и протестантизма (Литва). Во-вторых, католицизм и православие переживали кризис. В-третьих, были очень сложные религиозные обстоятельства. Чтобы лучше их понять, напомним кратко эти обстоятельства.

Православие, как известно, пришло в Беларусь в конце X в. и до 1385 мирно уживалось с язычеством литовцев, хотя и было почти государственной религией. Но после Кревской унии положение изменилось. Ягайло, который договорился с поляками, крестил язычников в Вильнюсе, Тракае, а также в Беларуси. Здесь появляются три католических прихода (в Крево около Ошмян, в Обольцах около Толочина и в Гайна вблизи Логойска). Накануне Люблинской унии Виленской епархии, деятельность которой распространялась и на Беларусь, принадлежали 285 деревень и 16 местечек, из которых 2/3 владений находились в Беларуси. Католичество охватило северо-западную и западную части Беларуси по линии Браслав – Поставы – Вилейка – Минск – Пинск. И хотя православная церковь сохранила свое влияние на гораздо большей части населения, господствующей религией в ВКЛ становится католичество. По привилегии Ягайло (1387), католическая церковь получила полный иммунитет во всех своих владениях, в финансовых и судебных делах, освобождалась от государственных поборов и повинностей.

Высшие государственные должности в княжестве могли занимать только католики. Были, разумеется, и исключения, но они вызывали бурные протесты католической шляхты. Например, возмущение вызвало назначение К. И. Острожского на должность трокского воеводы и наивысшего гетмана ВКЛ. Король должен был держать ответ. Высокое предназначение православного князя он обосновал его заслугами перед государством и обещал впредь высшие должности давать лишь католикам. В начале XVI в. католическая религия входит в полосу кризиса. Суть его сводится к критическим отношениям знати как до католического культа, так и к организации храма и его политики. Церковь, как известно, зарилась на верховенство над светской властью. А хозяева государств стремились в свою очередь подчинить светской власти церковь. Именно на этой почве борьбы между светской и духовной властями и проросла Реформация.

Реформация – общественно-политическое и религиозное движение, направленное против католической церкви как идейной основы феодализма. Реформация, как известно, начилась в Германии с выступления М. Лютера (1517) и распространялась по всем странам Западной и Центральной Европы. Идеологи Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли) выдвинули тезисы, в которых, по сути, отрицали необходимость католической церкви и священников в «спасении верующего» (тезис «об оправдании одной верой»). Единственным источником религиозной истины они объявили Священное Писание, отклонив Священное Предание, монашество, целибат, культ Богородицы, святых, ангелов, иконы и т. д. Из семи Таинств протестанты оставили два – крещение и причастие (лютеранство) или три – крещение, причастие и церковный брак (англиканская церковь). Требовали дешевой церкви, отказывали ей право на земные богатства и т. д.