Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Новый Статут 1588 г.

Июль 31, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

Вскоре юридически было отменено и требование Люблинской унии собирать коронный сейм только в Польше (в Короне, отсюда и название – «коронный»). В 1673 сейм одобрил постановление: каждый третий сейм собирать не в Короне, «а в Великом княжестве Литовском в городе Гродно», за исключением сеймов во время междуцарствия. На сеймах в Гродно маршалком выбирался один из местных депутатов. Этот акт юридически признал существование Великого княжества Литовского в качестве не провинции Польши, а отдельного государственного организма.

Таким образом, полного слияния двух государств не произошло даже на уровне законодательной власти. Поэтому и новые органы управления, созданные в Речи Посполитой, обычно были отдельными для государств. Так, основание в 1578 коронного трибунала (высшего апелляционного суда) повлекло за собой образование соответствующего судебного учреждения в ВКЛ – литовского трибунала (1581), а после основания казенного трибунала в Польше такой же орган появляется в ВКЛ. И только после отмены ордена иезуитов буллой папы Климента XIV (1773) была создана Образовательная комиссия, единая для Речи Посполитой. Не было у Речи Посполитой общих министров ни по внутренним, ни по внешним вопросам, единственного высшего судебного учреждения. Не были приведены в жизнь и такие требования унии, как расторжение между государствами границы, введение общей монеты и т.д.

Зато в Великом княжестве Литовском сохранился полностью административный аппарат управления: канцлер и подканцлер, маршалки – великий и надворный, подскарбий большой, гетман великий и гетман польный, главный литовский трибунал, казенный трибунал (контролировал финансовые дела государства) и другие учреждения.
Только в 1791 г. была принята единая конституция, но история уже не оставила времени для ее осуществления.

Как отмечалось выше, одним из требований Люблинской унии было формирование общего законодательства.

  • Во-первых, созданная в ВКЛ комиссия должна была согласовать литовское законодательство к требованиям унии и польского законодательства. Но это было не в интересах княжества. Видимо, поэтому комиссия не имела в своем составе поляков.
  • Во-вторых, не было к чему согласовывать, так как поляки в то время не имели такого свода законов, как Литовский Статут. В-третьих, очевидно, литовско-белорусских юристов больше беспокоили вопросы совершенствования своего законодательства, а не приближения его к польскому. Поэтому работа пошла совсем в другом направлении. Правда, на сеймы 1574 и 1578 были поданы несколько исправленных статей, но они не затрагивали межгосударственные отношения.

Новый Статут 1588 г. не только возражал Люблинскаой унии, но даже не вспомнил о ее существовании. Он состоял из 14 глав и 487 статей. Нормы государственного права были изложены в третьем разделе, в котором провозглашалась самостоятельность Великого княжества Литовского, неприкосновенность его границ, территориальная целостность. Статья 4-ая этого раздела обязала великого князя вернуть в состав княжества все земли, которые ранее были от него отобраны (Статут Великого княжества Литовского 1588 г. Мн., 1989. С. 114,364).

Вопреки люблинского акта, который позволял полякам приобретать поместья на территории ВКЛ, Устав 1588 запрещал иностранцам приобретать в княжестве земли и имения, а также должности. А поляки – владельцы подаренных в княжестве имений – должны были нести земскую службу, в противном случае они теряли права на владения. «Уряды» и земли по закону могли раздаваться в княжестве только «Литве, Беларуси и Жемойтии», только «родственникам» Великого княжества Литовского.