Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Культура белорусской народности.

Июнь 07, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

Основными орудиями сельскохозяйственного труда являлись литовская соха, деревянная частоплетенная барана, сукаватка, кирки, серп, цеп и др.. Для сохранения урожая и сельскохозяйственных продуктав существовали клети, амбары, гумна, ёвни, пивницы. Рядом со старинными жерновами имелись ветряные и водяные мельницы, а также мельницы с конной или воловьей тягой.

На всей территории Беларуси были распространены самотканые суконные юбки из клетчатой или полосатой ткани, яркие жилеты, пальто, украшенные кожухи. Появились и новые виды одежды – Андарак, фартук. Именно в это время утверждаются характерные для нашей территории виды народной одежды.

В XV – XVI вв. складывается и своеобразная духовная культура нового этноса. Были выработаны основные виды и жанры белорусского фольклора. Постепенно былины, которые рассказывали о далеких временах Киевской Руси, забывались, но былинная традиция не исчезла бесследно. Она оказала влияние на волшебные сказки с их богатым содержанием и своеобразной формой. Чаще всего сказки рассказывали о борьбе фантастического героя со злыми страшилищами, которые воплощали враждебные народу силы. Волшебные сказки были проникнуты оптимизмом, верой в конечную победу добра и справедливости.

Несмотря на преследования и запреты церкви, ее стремление искоренить остатки язычества, очень распространена была обрядовая поэзия, возникшей в тесной связи с трудовой деятельностью крестьян. Особой поэтичностью отличаются купальские песни, в которых отображается  органическое единство человека с одухотворенной им природой. Песни сопровождали белоруса от рождения (песни-колыбельные) и до смерти (похоронный, песни-плачи), звучали на различных торжествах (свадебные), во время работы и отдыха (жатвенные, шуточные).

В то же время возник и новый эпический жанр – исторические песни и сказания. Их главной темой были очень близкие и волнующие народ события, связанные с борьбой с иноземными захватчиками. Глубоким драматизмом наполнены песни о татарском плене. Существуют народные предания и о » могилах крестоносцев «, в которых тлеют кости немецких псов-рыцарей. В XVI в. появились песни, которые рассказывали о вооруженных восстаниях народа против своих угнетателей. Жизненный и хозяйственный опыт народа нашел свое воплощение в многочисленных присказках, поговорках и загадках.

Первыми театральными зрелищами были хороводы, народные игры, представления скоморохов. Постепенно в хороводе, где сплетаются разные жанры народного искусства, зарождалось драматическое действие, которое отражало разные стороны жизни. Возникает также народный кукольный театр – вертеп, где вместе со светскими сюжетами, народными песнями и танцами использовались и христианские мифологические темы.

В XVI в. появляются и распространяются новые музыкальные инструменты – скрипка, цимбалы, лира, дудка. Дудка и скрипка стали одними из наиболее характерных инструментов для белорусской народности и обычно использовались во время народных праздников. Вообще , в культуре белорусской народности существовали различные по своим источникам и пределам распространения культурные элементы, одни из которых были политэничными и охватывали несколько этносов, другие принадлежали преимущественно белорусам.

Одним из значимых компонентов народности является самосознание . В Великом княжестве Литовском житель белорусских земель отличал себя от других народов (немцев, поляков, литовцев). Значительно позже белорусы начали отличать себя от русских. Историческая общность восточнославянского народа, единая религия и язык предков тормозили процесс дифференциации русского и белорусского народов. Значительное время население белорусской территории Великого княжества Литовского называло себя русскими и свой язык русским. Это предопределило то обстоятельство, что самосознание и самоназвание белорусов формировалось позднее, чем другие этнические признаки.

Таким образом, во второй половине XIII – первой половине XVI в.  продолжался процесс формирования новой этнической общности – белорусской народности. Сложились и ярко определялись основные приметы этого сообщества: территориальное единство, относительная общность языка, культуры, конкретные хозяйственные связи, этническая самосознание и самоназвание.