Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Этническая территория белорусской народности

Июнь 07, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

Вместе с политическими, экономическими и социальными факторами играл определенную роль конфессиональный фактор. Конфессиональный антагонизм активизировал составление и укрепление различных форм самосознания населения. Признак веры становился своеобразным признаком народа, а борьба за веру являлось частью борьбы за его самобытность.

Большинство восточнославянского населения придерживалось православия. Однако после Кревской унии началось активное наступление католической веры. Литовской знати, которая принимала католичества, были даны привилегии, которых не имела православная шляхта. К активному участию в государственных делах долгое время не допускались также и высшие круги православного духовенства.

Совокупность деятельности этнобразующих факторов способствовало формированию белорусской народности и таких ее общих признаков, как этническая территория, относительная общность языка, своеобразная материальная и духовная культура, этническое самосознание и самоназвание.

Важным признаком белорусской народности периода ее формирования было государственно-территориальное единство расселение восточнославянского населения.

Ядро этнической территории белорусского народности в основных чертах соответствовало ареалам обитания ее древних предков – кривичей, дреговичей и радимичей. Западнорусское население, которое проживало на бывшей территории кривичей, было вовлечено в процессы формирования белорусской (смоленско-полоцкая группа кривичей) и русской (северо-восточная группа кривичей, которая примыкающих к верхней Волги) народностей. Южная граница этнической территории белорусов охватывала правобережье Припяти и в основном совпадала с ареалом расселения дреговичей, а в период феодальной раздробленности – с южной границей Туровского княжества. Территория, на которой формировалась белорусская народность, частично включала земли расселения радимичей. Восточная граница радимичей доходила до линии – Рославль, Хотимск, Клетня, Десна, Стародуб, Трубчевск.

Этническая граница между балтским и славянским населением, которая установилась к XIII в. примерно по линии Мерач – Трабы (около Ошмян) – оз. Свирь (около Браслава), в последующие три столетия почти не изменилась. Кроме того, на формирование этнической территории белорусской народности влияли колонизационные процессы, которые происходили в различных регионах Занемония, Подляшья, Поприпятьи, Северо-Западной Беларуси.

На территории современной Беларуси существовал довольно компактный ареал расселения восточнославянского населения. Кроме него в состав белорусского этноса были влиты отдельные группы западнославянского (польского), балтского (как восточнобалтского – литва, Латыголь, так и западнобалтского – пруссы, ятвяги, жэмайты) и тюркского (татары) населения. Они жили рядом со славянами и явились дополнительным компонентом образования белорусской народности. Но их наличие вообще не нарушало целостности этнической территории белорусов.

На этнической территории белорусов произошли значительные изменения в языке восточнославянского населения. В течение XIV – XVI вв. на основе древнерусского языка развивались такие специфические черты белорусского речи, как твердое «р» (рябина, береза), «деканне» и «цеканне» (дети вместо детии, тень вместо тень), «аканья» и «яканье» (король, лебеда ), приставные звуки в начале слова (восень вместо осень, вобраз вместо образ). Формировался разговорный язык как средство общения между людьми. В лексику этого языка попадали заимствования из польского, балтского и некоторых западноевропейских языков, что придавало ей специфическую окраску.

Материальная и духовная культура нового, восточнославянского этноса базировалась на ряде элементов, унаследованных прежде всего с древнерусского времени. Второй ее составной частью были нововведения, коснувшиеся семейного и общинного быта, науки просвещения, фольклора, обычаев и обрядов, искусства. Третьей частью комплекса культуры были элементы, заимствованные у соседних народов.

В XV – XVI вв. на территории Беларуси появляется ряд новых типов поселений: поселки (переходный тип поселения между городам и деревней, местный центр ремесла, домашних промыслов и торговли, в отличие от города не имели оборонительных сооружений); фольварк (небольшое поселение из нескольких или даже одного двора, центр хозяйства феодала); застенок (поселение из одного или нескольких дворов за пределами, «стенами», отведенных деревне полей, обычно в застенках жила знать); околица (небольшое поселение шляхты за пределами деревни, обнесено оградой). Изменилась планировка некоторых типов поселений, особенно деревень. Этому в значительной степени способствовало проведение аграрной реформы 1557, когда было введено подворное землепользование вместо общинного и распространился погонный тип двора с присущим ему расположением построек в один ряд. В Северной и Восточной Беларуси установился преимущественно веночный тип двора, когда постройки располагаются по его периметру.