Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Великокняжеская дума. Вольный сейм. Развитие конституционализма

Июнь 01, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

Каким образом смена ролей различных категорий и групп класса феодалов повлияла на развитие государственного строя Великого княжества Литовского?

Политический строй Великого княжества Литовского - феодальная монархия, которая имела ряд особенностей по сравнению с соседней Московской державой. Упразднение областных княжений не сопровождалось переносом их функций управления в центр, как это происходило в Русском государстве. В руках великого князя не концентрировалось много ежедневной работы, как у московского государя и его думы. Поэтому в Великом княжестве Литовском не создавалось почти никаких централизованных учреждений. Главным руководителем княжества считался великий князь литовский. Он возглавлял вооруженные силы, мог объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы с другими государствами. В XIV в. при нем существовала великокняжеская дума по аналогии с московской. Но, в отличие от последней, дума в ВКЛ не была государственной структурой (учреждением).

Это был совет при великом князе, к которой он присоединял всех (с его точки зрения) полезных и нужных людей. На первом этапе главную роль в думе играли князья. С укреплением Витовта на престоле после погрома областных князей великокняжеская дума стала преимущественно состоять из известных бояр, помогавших Витовту сесть на престол. Постепенно боярство добивалось все больших привилегий и ограничивало власть великого князя.

Дума трансформировалась в представительное учреждение – паны-совет. Название и структура этого учреждения имели явное польское влияние. В Городельской привигии 1413 г. было записано только одно ограничение на доступ в совет: «в совещании о государственных делах должны допускаться только католики на том основании, что разница веры порождает разномыслие и во всем остальном, и иноверцы не держат государственных тайн«. Таким образом, для белорусского православного боярства вход туда был закрыт. В состав совета входили католический епископ, воеводы, комендант (командиры местных полков), государственные чины: маршал (председательствующим на заседаниях совета и сейма), канцлер (глава государственной канцелярии), гетман (командующий вооруженными силами), подскарбий (руководитель финансов), старосты и др..Названия государственных чинов также были польские. В обычное время совет состоял из узкого круга людей при великом князе. Но основные дела решались полным сбором хозяйского совета. Такие собрания назывались сеймом паны-рады.

Особую роль в системе государственного управления имел вольный сейм. На его заседаниях участвовали все члены совета, важнейшие чины центрального и местного управления, представители католического и православного духовенства, а также по два депутата от шляхты из каждого уезда. Сейм обсуждал главные вопросы внутренней политики, законодательные акты, устанавливал налоги, решал судебные дела, выбирал великого князя и утверждал кандидатов на важнейшие государственные посты. Так политический режим Великого княжества Литовского принимал очертания парламентской монархии. Привилегии 1413, 1432. ставили определенные границы для великокняжеской власти в отношении личности, имущества и государственных повинностей.

Великие князья литовские, избранные на польский престол, старались умиротворять феодалов княжества, чтобы иметь возможность «сидеть сразу на двух стульях» и держать оба государства «в союзе и любви». Привилегией 1447 Казимир даровал феодалам разных категорий все права и вольности, которыми в Королевстве Польском владели соответствующие сословия. Благодаря этим уступкам великий князь потерял власть над значительной частью населения, которая попала под власть землевладельцев. Крестьяне, отданы частным собственникам, освобождались от государственных повинностей. Великий князь потерял источник пополнения казны и был поставлен в материальную зависимость от землевладельцев-феодалов, к которым вынужден был прибегать, когда казна совсем опустошалась. Феодалы же получили возможность добиваться от князя все новых прав, вольностей и привилегий.

Привилегия 1492 установила, что только решения хозяина с паны-радой имеют силу закона, который был обязательным и для самого великого князя. Он не имел права их менять без согласия с советом. Привилегия 1506 пошла еще дальше: она ввела категорическое правило – все законы и распоряжения общего характера должны выдаваться князем только с согласия паны-рады. В Уставе 1529 говорилось о необходимости выдавать привилегии исключительно на вольный сейм. Так развитие конституционализма, начало которому было положено в XV в., принимало все более определенные очертания.

В государстве, пропитанном принципами федерализма, естественно, предпочтение должно было получить местное управление, как по числу учреждений, так и по исполнительным функциям. Организация местного управления была достаточно сложной. В стране сохранялись еще некоторые древние княжества во главе с князьями, правда, лишенными бывших своих привилегий. Часть княжеств была преобразована в воеводства во главе с воеводами. Гораздо большей мелкой территориальной единицей были уезды, главным лицом в которых являлся староста. Местные войска возглавлял комендант. Сбором налогов занимались ключники. Имелось множество и других должностей, через которые велось управление на местах: сельские старосты, заместители-государи, тиун, сотские, десятские, войт, старцы. Отдельное управление имели некоторые города.

Местное управление также имело свой представительный орган – сеймик. Сеймики собирались в воеводствах и уездах. В их работе участвовали все местные феодалы. На сеймиках выбирались депутаты в вольный сейм.

Таким образом, в XIV – XVI вв. в Великом княжестве Литовском сложилась четкая и определенная система представительной монархии.

Представительные учреждения серьезно ограничивали власть великого князя, способствовали укреплению федеративных основ государства, которые имели тенденцию к легитимному развитию. Это следовало из условий, в которые было поставлено княжество, т.е. из полиэтничности монархии, из наличия мощной и многочисленной земельной аристократии, выборности великокняжеской власти и тесных политических отношениях с конституционной Польшей.

Как видим, ход внутреннего развития и его результаты в княжестве значительно отличались от русской державы. Последняя развивалось все больше в сторону монархического абсолютизма (эпоха Ивана Грозного). Воспитанные на местном патриотизме, а не на общегосударственном, феодалы Великого княжества Литовского в сложное время жертвовали не своими личными и имущественными правами, а государственной независимостью, когда вошли в Корону Польскую.