Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Городельская уния. Политика Свидригайло.

Июнь 01, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

Между Ягайло и Витовтом начались новые переговоры, которые закончились подписанием в 1413 г. городельской унии. Городельская уния в отличие от Остравского соглашения юридически оформила политическую самостоятельность Великого княжества Литовского, но все равно под властью польского короля. Здесь проявилась определенная двойственность позиции Витовта, а за ним и литовского боярства. С одной стороны, они были очень заинтересованы в сохранении независимости Великого княжества Литовского, а с ней и своей монополии на власть в нем. С другой стороны, не могли они отказаться и от соглашения с Польшей, поскольку перед ними стояли те же проблемы, как когда-то перед Ягайло, которые толкнули его на путь унии с ней.

Добиться централизации государства и укрепления своего привилегированного положения без помощи польских феодалов они были не в состоянии и продолжать агрессию на русские земли не смогли бы. Поэтому городельской грамотой, выданной Ягайло и Витовтом, были дарованы права той части феодалов, что приняла католичество и польские гербы. В результате польские гербы приняли 47 родов литовского боярства (не только крупных, но и средних). Так великий князь рекрутировал ядро шляхетского сословия, на которое думал опираться после упразднения системы  соподчиненного надельного княжения. Было декларированно исключительное право литовских феодалов-католиков занимать высшие должности и находится в хозяйском совете. Православные феодалы белорусских земель оказались в еще гораздо большем неравноправном положении.

Стремление литовских феодалов к дальнейшему усилению своих позиций вылилось в идею создания литовского королевства. До этого велась большая подготовка. Замысел коронации Витовта имел широкий международный резонанс. Но она не состоялась: помешала  противопоставление правящих кругов Польши и смерть Витовта. Однако сама идея продолжала жить еще долго.

После смерти Витовта (1430) великим князем литовским стал младший брат Ягайло – северский князь Свидригайло Ольгердович. Его политика была направлена на закрепление линии на государственную самостоятельность Великого княжества Литовского. При этом Свидригайло пытался расширить социальную базу великокняжеской власти за счет обращения на свою сторону православных феодалов белорусских, украинских и русских земель, где он жил много лет. Свидригайло княжил в Подолии, в Витебске, на Северской земле, продолжительное время жил в Московском государстве, приобрел там друзей и связи. Оставаясь католиком, он начал допускать к государственному управлению крупных православных землевладельцев, дарить им замки, должности.

Возрастание при Свидригайле политической роли западнорусских феодалов вызвало недовольство литовской аристократии. При помощи Польши был организован заговор против великого князя. Свидригайло удалось бежать в Полоцк, где он нашел поддержку со стороны местных князей и бояр. А великим князем литовским был провозглашен брат Витовта – Сигизмунд Кейстутович (1432). Ягайло утвердил это объявление. Сигизмунд в свою очередь грамотой от 15 октября 1432 одобрил унию с Польшей, ранее отмененной Свидригайлом. В Великом княжестве Литовском сложилась ситуация, когда государство оказалось разделенно на две части, каждая из которых имела своего великого князя. На стороне Сигизмунда были все литовские земли (Вильнюс, Каунас, Тракай, Жемойтия, а также Гродно). На стороне Свидригайло – князья, бояре и горожане Полоцкой, Витебской, Смоленской, Северской, Киевской земель, части Волыни и Восточной Подолии. Помощь Свидригайло оказывали тевтонские и ливонские рыцари, тверской князь, иногда помогали татары и молдавский господин.

Противостояние сторон привело к гражданской войне (1432 – 1436), которая охватила большую территорию Беларуси, Украины, Литвы. Велась она с переменным успехом. В 1432, чтобы ослабить движение во главе с Свидригайлой, от имени Ягайло была издана привилегия, которая подтверждала предыдущие и даровал новые права феодалам-католикам. Но вместе с тем она распространяла на русских князей и знать русскую все «приданию, свободы, привилегии и выгоды».

6 мая 1434 г. аналогичная привилегия был дарована и Сигизмундом Кейстутовичем с тем, чтобы между литовскими и русскими народами не было «никакого раздора или ненужных потерь в будущем, чтобы не ухудшалось состояние указанных земель, но чтобы они пользовались равными подаяниями» . Вместе с имущественными правами православные князья и бояре получили права пользования гербами и символами шляхетства также,  как и феодалы-католики. В 1447 г. были практически уравнены их экономические и личные права с феодалами-католиками, хотя дискриминация при назначении на государственные должности и политическое неравенство продолжала существовать.