Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Новая (белорусская) концепция образования ВКЛ.

Май 28, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

Примерно с XVI в. термином «Литва» начинает обозначаться вся территория современной Литвы (бывшие Аукштайтия и Жемойтия), впервые встречаются упоминания о литовском языке, литовском праве в сегодняшнем понимании принадлежности к Литве. Магнаты Гедройцы, например говорили о том, что они литовцы, а не русины. Польский историк Я. Длугош отмечал, что литовец – это жэмойтец. И только в начале XX в., когда завершился процесс образования белорусской нации, название «Беларусь» закрепилось за Белорусским Понемоньем, вытеснив оттуда название «Литва», которая с тех пор стала относиться только к современной Литвы.

Историки не только сформулировали новую (белорусскую) концепцию образования ВКЛ, уточнили место древней Литвы, но и, опираясь на летаписи и  другие источники, использовали аргументы и факты для защиты разработанной ими концепции.

Какие же это аргументы и факты?

Во-первых, сторонники новой (белорусской) концепции считают, что никакого ослабления белорусских земель в XII – начале XIII в. не существовало, междоусобной борьбы тоже не было. Летописи и другие источники не зарегистрировали таких фактов. Более того, Тевтонский орден крестоносцев объединял белорусские княжества. В конце XII в. крестоносцам удалось захватить Нижнее Подвинье – Кукенойс и Герцике – и тем самым отрезать Полоцкое княжество от Балтийского моря. Сил противостоять крестоносцам у полочан не хватило, не помогли им новгородцы и псковичи. Это ослабило Полоцкое княжество. Центр общественно-политической жизни начал постепенно перемещаться из Подвинья (Полоцкого княжества) в Понемонье (Новгородское княжества).

Во-вторых, Литва, прежде чем приступить к завоеванию земель западнорусов, делала походы на Новгородчину, Псковщину, Смоленщину, богатела и  укреплялась. Походов было много, это отмечают летописи. Все походы, кроме двух, закончились неудачей для литовцев. Об этом ничего не говорилось в дореволюционной и советской историографии. Почему? Потому что литовцы якобы имели более совершенную военную организацию, чем западнорусы; они последних завоевывали, и ни в коем случае не наоборот.

В-третьих, М. Ермолович считает, что главным вопросом, который поставил все с ног на голову, было отождествление современной Литвы с древней Литвой. Последняя была исторической областью Беларуси, ее надо искать рядом с Полоцкой, Турово-Пинской и Новгородской землями. Древняя Литва оставила на территории Беларуси «автографы» в виде названий деревень «Литва» в Слонимском (Гродненская обл.), Ляховичском (Брестская обл.), Узденском, Столбцовском, Молодечненском (Минская обл.) районах. Эти названия (топоним «Литва») совпадают с летописным.

Как же, по мнению М. Ермоловича, шел процесс образования Великого княжества Литовского?

Начало образования ВКЛ как в литовской, так и белорусской историографии связывается с деятельностью литовского князя Миндовга. Первый раз его имя упоминается в договоре 1219, где он вместе с другими балтско-литовскими князьями обязался перед галицко-волынскими князьями выступить против поляков. В 1237 и 1245. Миндовг выступал на стороне Данилы Галицкого против Конрада Мазовецкого и черниговского князя Ростислава. Где-то в промежутке 1245 – 1246 гг. Миндовг был приглашен куронами для помощи им в борьбе с немцами. Однако под крепостью Амботен он потерпел страшное поражение и  должен был отступить.

Крестоносцы напали на его владения и, хотя не взяли его укреплений, однако нанесли большие опустошения и разрушения его земле. Это не могло не привести к ослаблению позиций Миндовга в Литве, что и использовали его противники. В междоусобной борьбе, которую они начали против Миндовга, он потерпел поражение и был вынужден бежать в Новогрудок. Там он где-то в конце 1246 – начале 1247 принимает «веру христианскую от Востока со многими своими боярами», что свидетельствует о том, что Миндовг не завоевывал Новогрудок, а был избран князем (как в 1266 перебежчик Довмонт бежал в Псков, принял там христианскую веру и был избран князем). Если бы Миндовг был завоевателем, ему не нужно было бы принимать православие. Значит, Миндовг появился в Новогрудке не как завоеватель, а как перебежчик, сбежавший из Литвы вместе со всем своим родом и окружением (Ермолович М. И. По следам одного мифа. С.56 – 61).