Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Концепция образования Великого княжества Литовского в книге М. И. Ермоловича «По следам одного мифа» [1]

Май 28, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

Один из тезисов традиционной (литовской) концепции образования ВКЛ о завоевании белорусских земель Литвой историк М. И. Ермолович считает мифом. Он в 1966 – 1968 гг. написал на эту тему книгу «По следам одного мифа», которая из-за консерватизма части историков и партийно-государственных деятелей не издавалось более 20 лет. Впервые книга издана издательством «Наука и техника» в 1989 г. В ней наиболее полно изложено условно названная нами новая (белорусская) концепция образования Великого княжества Литовского. Ее также называют левой, романтической и даже мифологизаторской концепцией.

Основными тезисами новой (белорусской) концепции образования ВКЛ являются следующие:

Первый: Ни один исторический источник не подтверждает литовского завоевания Черной Руси и других белорусских земель, что якобы и положило начало образованию Великого княжества Литовского. Такое утверждение возникло в середине XVI в., чтобы идеологически обосновать право Великого княжества Литовского на белорусские земли, значительная часть которых тогда временно была занята войсками Ивана Грозного. Это версия через «Хронику» М. Стрейковского перешла во многие книги по истории, позже была некритически принята многими исследователями и, став традиционной, долгое время не пересматривалась.

Второй: Значительным препятствием для объективного освещения процесса  создания Великого княжества Литовского является отождествление летописной Литвы (XI – XIII вв.) с восточной частью современной Литвы (тогдашней Аукштайтии): Литва – это Аукштайтия. Однако исторические свидетельства и топонимика показывают, что под собственно Литвой в XI – XIII вв. понималась территория Верхнего Понемонья, которая находилась между Полоцкой, Турово-Пинской и Новгородской землями и которая рядом с ними являлась одной из исторических областей Беларуси. Именно она и была присоединена к Новогородку сначала в 50-х годах XIII в. литовским перебежчиком Миндовгом, а после, в 60-х годах, окончательно его сыном Войшелком. Отсюда, с Белорусского Понемонья, где находилась летописная Литва, и пошло название нового государства как Литовского.

Третий: То, что образование Великого княжества Литовского сопровождалось завоеванием балтско-литовских земель (Литвы, Нольщанов, Деволтвы), уничтожением и изгнанием их феодалов, отвергает распространенное в науке утверждение, что возникновение этого государства диктовалось интересами литовских феодалов. Поскольку образование ВКЛ было перво-наперво результатом экономического, политического и культурно-этнического сближения и объединения белорусских земель, то данный исторический процесс соответствовал интересам белорусских феодалов, что и характеризует это государство, прежде всего как белорусское. Следовательно становится понятным, почему в Великом княжестве Литовском  главенствующее место заняла белорусская культура и государственным стал белорусский язык (Ермолович М. И. По следам одного мифа. С.83 – 84).

В новой (белорусской) концепции, во-первых, литовцев или не замечают, либо уменьшают их роль в образовании ВКЛ: были завоёваны, присоединены к Новогрудку. Иногда допускается, что литовцы были ассимилированы, белорусизированы-обелорушены. Во-вторых, государственность не рассматривается как политическое образование, совокупность политических институтов, а сводится к территории, языка, этнических признаков: белорусская государственность являлась следствием большим количество населения белорусского этноса, царила белорусская культура, а жители пользовались белорусским языком. На самом деле, государственность – это не территория, не язык и культура, не этнос, а механизм, машина, регулирующая политические, социально-экономические, культурные и межгосударственные отношения. Этого некоторые историки стараются не замечать.