Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Кирилл Туровский. Предслава-Евфросиния. Прикладное искусство.

Май 26, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

Кирилл Туровский – второй представитель просвещения XII в. – Происходил из семьи состоятельных горожан. Учили его греки. Потом он стал монахом-отшельником. Когда освободилась епископская кафедра в Турове, его избрали епископом. Православная церковь приобщил Кирилла Туровского к лику святых. Это был не столько кабинетный ученый, сколько замечательный церковный оратор. Его имя встречается в общих курсах русской литературы древнего периода. Речи Кирилла представляют собой образцы церковного красноречия того времени. Его проповеди и поучения созданы на основах византийской риторики. Современники дали ему название Златоуста (задолго до Кирилла жил замечательный церковный оратор, один из отцов восточной (праваслав-ной) церкви Иоанн (около 350 – 407), которого за красноречие назвали Златоуст).

Предслава-Евфросиния, княжна полоцкая, тоже жила в XII в. Она была внучкой полоцкого князя-чародея Всеслава. Как повествуют предания, она своей красотой и умом стояла выше всех своих современниц. Женихи просили руки княжны, но она отказывалась идти замуж. Родители хотели отдать ее замуж насильно. Узнав об этом, она тайком покинула родную семью и убежала в женский монастырь, во главе которого стояла ее тетя. Родители просили ее вернуться домой. Предслава же осталась в монастыре и через некоторое время приняла постриг.

Еще в доме родителей Предслава любила во время отпуска читать книги, что в те времена было редким явлением в обществе. Приняв монашество, она стала работать над переписыванием книг. Вокруг нее объединялись многие последователи просвещения. Монастырь, в котором жила и работала Предслава-Ефросиния, постепенно стал крупным религиозным и культурным центром, откуда книги расходились по всем западных землях Руси. В зрелом возрасте Предслава совершила паломничество в Палестину и Иерусалим. Там она и умерла в 1173. Мощи Евфросинии Полоцкой находятся сейчас в Спасо-Евфросиниевском монастыре, построенном ею (частично сохранился до наших дней).

Широкое развитие на белорусских землях получило прикладное искусство. Даже обычные предметы из дерева, кости, глины, металла украшались резьбой, инкрустацией. Своеобразная в этом смысле красота керамики XI – XIII вв. В ней мы не найдем яркости красочных сочетаний эмали, переливов солнечного спектра стекла. Ее красота проявлялась в строгости и сдержанности цветовых звучаний, в шероховатости, грубо сделанной фактуре.

Немного иной характер имели предметы, предназначенные для феодальной аристократии, зажиточных горожан. Они часто украшались изображениями фантастических зверей и птиц, выполненными в особой манере – «зверином стиле». Любимыми сюжетами древнерусского прикладного искусства были геральдические львы. Образцами тонкой резьбы по камню и кости являются шахматные фигурки, найденные в Гродно и Волковыске.

Про высокое художественное мастерство тогдашних умельцев говорят предметы христианского культа. Среди них выделяются тончайшей художественной резьбы каменные иконки из серого шифера, найденные во время раскопок на городище Минска в 1957 г. Один из этих иконок обнаруживает почитаемых в древности святых в полный рост с фигурой Христа в верхней части. Что касается характеристики выявленных лиц, способа резьбы по камню, выражения лиц, то во всех четко проявляются особенности народного искусства с его непосредственной предачей окружающего мира.

Лица и лики святых во многом напоминают нам белорусских крестьян. Ценность иконок обусловлено тем, что в данном случае мы имеем своеобразное слияние мастерство создания икон, заимствованного из Византии и южнославянских стран, с опытом обработки дерева и камня, которая испокон веков существовала между народом и исходила от периода первобытного общества.

Для создания предметов домашнего быта, оружия, орудий труда и украшений использовались различные металлы: железо, бронза, медь, серебро, золото. Техника их обработки в XI – XIII вв. достигла высокого уровня. В белорусских городах были распространены почти все известные в Европе технические способы обработки металлов: плавки, литье, ковка, золочение проволоки, гравирование, украшение металлических изделий эмалью, чернением.