Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Софийский собор. Каменная архитектура.

Май 26, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

К концу X в. на Руси не было каменно-кирпичного строительства. С принятием христианства берет начало возведение монументальных культовых построек. На начальном этапе русские зодчие перенимали византийские архитектурные формы, потом их переосмыслили в соответствии со своими художественными вкусами, традициями. Строительству соборов на Руси придавалось государственное и политическое значение.

В середине XI в. в Полоцке, вслед за Киевом и Новгородом, был построен древнейших из известных на территории Беларуси каменный Софийский собор. Он имел много общего с новгородской Софией. Строительным материалом были плиточный кирпич и мощеный камень. План храма отличается строгой симметрией. Внутреннее пространство разделялось 16 столбами на 5 продолговатых опорах. Посередине здания  находился главный купол, вокруг которого группировались  еще 4 поменьше. Стены внутри собора были расписаны фресками и украшен мозаикой.

Быстрый рост городов, ремесел и торговли, распространение христианства создали условия для дальнейшего развития каменной архитектуры. В XII в. в Витебске была построена Благовещенская церковь (остались руины). Ее черты (необычная вытянутосць плана, 6 колонн) напоминают западноевропейские базилики. Позднее базилики были повторены в постройках Полоцка, Гродно. В XII – XIII вв. в Полоцке появились несколько каменных соборов. Среди них – Спасский, был построен в середине XII в. неподалеку от Полоцка, в Бельчицах, в XII в. был основан монастырь.

В нем было не менее 4 каменных соборов. Один из них имел двухскатную крышу, на гребне которого была выставлена деревянная голова, что свидетельствует об использовании в каменной архитектуры традиционного деревянного зодчества.

Значительным своеобразием отличаются монументальные сооружения Гродно. В древнерусский период в городе было уже несколько кирпичных храмов и гражданских сооружений. Наиболее яркой чертой построек Гродно была красочность оформления фасадов вставками  разноцветных шлифованных валунов. В XII в. были построены Борисоглебская (Коложская) церковь на окраине древнего Гродно, крепостные башни, Нижняя церковь на терририи Гродненской паперти, церковь в Волковыске, которые создали яркую и самобытную гродненскую архитектурную школу. Сочетание красного фона кирпичной кладки с умураванными разноцветными керамическими плитками и полированными камнями придавало архитектурным ансамблям Гродно красочность и неповторимость.

На территории Беларуси известно еще одно сооружение – церковь в Турове, архитектурные формы и строительная техника которой позволяют датировать ее серединой или второй половиной XII в. Остатки ее, обнаруженные при раскопках на Туровским городище, дают основания полагать, что это был шестистолбовый  храм, который имел хоры. Церковь была построена из плинфы способом равнослойной кладки на растворе с примесью цемянки (мелко толченой кирпича).

В XIII в. условия для монументального строительства на территории Беларуси существенно изменились. В связи с дроблением Полоцкой земли на уделы и политическим ослаблением самого Полоцка здесь практически приостанавливается монументальное культовое строительство. Начинают преобладать оборонительные сооружения, что связано с укреплением военной угрозы со стороны крестоносцев и татар. В последней четверти XIII в. в Каменце (около Бреста) была возведена 30-метровая башня оборонительного значения – Белая башня, которая сохранилась до нашего времени. Круглая в плане, она имеет 5 ярусов с бойницами на каждом из них. Есть сведения о том, что такие башни были в Гродно, Турове, Новогрудке и, возможно, в Полоцке.

В западных землях Руси высшего уровня достигла фресковая живопись, получившая самостоятельное развитие, впитав богатые народные традиции, лучшие достижения византийских художественных школ. Она была широко использована в полоцком Софийском и Спасском соборах, в храмах Бельчицкого монастыря, витебской Благовещенской и Гродненской церквях. Ее сюжеты – фигуры святых, иллюстрации к евангельским и библейским сказаниям.