Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Язычество.

Май 26, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

После уничтожения Перуна в Киеве нужно было победить язычество в других землях. По водному пути отправились из Киева с миссией христианизации греческие и болгарские священники, а с ними дядька князя Владимира – Добрыня с армией. Пусть их пролегал через Цолацкае княжества до Новгорода, и первым на их пути был Туров, где миссионером оказали упорное сопротивление. Об кровавое крещении Туровца свидетельствует легенда о красных камнях, которые якобы приплыли по реке в город, в чем бесспорно слышится память про резню, которую обрушил на местных язычников Добрыня. Позже, как сообщает летопись, люди говорили, что Пуцята крестил огнем, а Добрыня – мечом.

О том, как распространялось христианство в Полоцкой земле, мы также имеем некоторые сведения. Приняв крещение, в тот же год Владимир вспомнил о своей жене – Рогнеде. Он прислал в Изяслав, где жила Рогнеда, своих послов, которые передали ей такие слова князя: «Теперь, крещен, я должен иметь одну жену, которую взял, христианку, а ты выбери себе мужа из моих бояр, кого пожелаешь». Рогнеда ответила, что она до сих пор княгиня и не хочет стать рабыней, но хочет быть невестой Христа и принять ангельский образ под именем Анастасии. Для монахини-княгини был построен манастырь, в котором она прожила несколько лет до своей смерти в 1000 г.

Когда появились первые христиане на Полоцкой земле, сказать трудно. По преданию, уже в IX в. здесь были христиане. Оно находит себе подтверждение в историческом материале. Как известно, земли Беларуси располагались на большом водном пути «из варяг в греки», по которому не только шла торговля с Византией, но и распространялись христианская вера и культура. Новая вера не пришла сюда как вера, установленная огнем и мечом. Правда, была и борьба между священниками новой вере и магами, сторонниками язычества, но все-таки христианские взгляды перенимались, как и вся культура, относительно мирным путем. Они вытеснили из жизни общества старые, языческие взгляды, часто сливаясь с ними. Так, святой пророк Илья стал похож на Перуна. Язычество в основном оставалось бытовой религией крестьянства с его натуральным хозяйством, патриархальным укладом жизни, полной зависимости от сил природы.

Городская общественная жизнь, напротив, склоняла к пониманию и восприятию положений христианской религии, ее символики. Таким образом, создавалось то двухверье, которое существовало на территории Беларуси с давних времен и позволяла славянскому язычеству мирно уживаться с восточным и западным христианством.

И сегодня в памяти народа живут различные мифологические представления о происхождении живой и неживой природы (существование «того света», праздников – Дедов, Радуницы), истории про русалок, леших, чертей, ведьм. Существуют всевозможные заговоры, проклятия, «защитные» действия от стихийных невзгод, социальных катаклизм. Продолжается традиция уважительного отношения к огню, в фольклоре восславляются солнце, луна, звезды, деревья, реки и т.д. Сохраняются некоторые обряды – величание весны, купалле, Юрьевские и Троицкие обычаи. Но уже все они потеряли свою магическую силу.

Культура древних белорусских земель имеет много общего с культурой других восточнославянских народов. Это общее проявляется в стиле, композиции, способу украшения орнаментом предметов прикладного искусства.

При всей общности культуры Древней Руси на территории современной Беларуси она имела свою специфику. Наибольшая ярко это проявилось в материальной и духовной культуры Полоцкой земли. В IX – XIII вв. в Полоцке процветала высокая раннефеодальная культура, развивалась письменность, велось летописание, широко распространялись ремесла – кузнечное, ювелирное, кожевенно-сапожничское, деревообрабатывающее, косторезное, гончарноое. Полоцк влиял на хозяйственное и культурное развитие соседних неславянских народов.

Высшим образцом древнерусской культуры является монументальная архитектура. В X – XIII вв. в архитектуре Европы доминировал романский стиль. Гражданские и культовые романские постройки отличались массивностью, суровой монументальностью и крепостными чертами. В кладке обязательно применялся очесанный и природный камень, иногда вместе с кирпичом. Черты романского стиля есть во многих памятниках белорусского зодчества.