Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Культура. Введение христианства на белорусских землях.

Май 26, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

Духовная и культурная жизнь наших предков тесно связана со старинными верованиями и культами. Сведения, собранные этнографами, историками, фольклористами и другими исследователями культуры Беларуси, позволяют под слоем поздних христианских представлений отыскать остатки языческого мировоззрения и магическо-обрядовой практики. Язычество (от церковнославянского «языцы» – народы, чужеземцы) – принятый в богословии и условно в исторической литературе термин, который обозначает древние верования и культы, существовавшие к расширению т. н. «Высших» религий – христианства, ислама и др…

Язычество – чрезвычайно многогранная и разветвленная религия. Она включает в себя различные представления, идеологические наслоения разных исторических эпох. Для далекого нашего предка молния означало гнев Перуна, набухшие котики на вербе – богиня весны взялась за дело. Камни под сохой – посеял черт, в доме хозяйничал домовой. Вокруг человека действовали силы, с которыми можно было жить в согласии, но которых надо было слушаться, чтобы не нарушать согласие с окружающим миром.

С принятием христианства умственный, духовный, религиозный настрой общества претерпел существенные изменения. Христианство было враждебным язычеству, как вообще враждебные религиозные системы, когда одни боги и праздники не могут уступить место другим.

В отличие от Римской империи, христианство на Древнюю Русь пришло в готовом виде, с отшлифованными за девять столетий своего существования формулами, со Старым и Новым Заветом, с литературой отцов церкви, культами Христа и Богородицы, со старославянским языком, принесенными первыми миссионерами из Византии. При всей сложности становления раннего христианства в Римской империи оно все-таки развивалось в направлении от низов до верхов, правительства, элиты. В славянском обществе христианство накладывалось сверху – от элиты к народу, и эта противоположность религиозных надежд стала существенной.

Христианство Восточной Римской империи (как и Западной) к своему утверждению в роли государственной религии вело длительную борьбу с язычеством, победило его и закрепило свою нелегкую победу тем, что внесла всех языческих богов в «дьявольские списки». «Языческое» для христианства было синонимом «варварского».

Христианства на Киевскую Русь пришло из Византии. Первая церковь была построена в Киеве, очевидно, еще в IX в. Современница Византийского императора Константина Барвянароднага – русская княгиня Ольга – приняла христианство. А ее внук Владимир Святославич в 988 – 989 гг. начал крещение Руси. Немедленно миссионеры, объединенные с воинскими отрядами, повели Христовы походы на язычество по всем древним землям. Вслед за Киевом принудительно подпадала под обряд крещения населения двух других важных центров – Полоцка и Новгорода.

А через какое-то время –  »вера греческая» стала «верой русской», своей, якобы врожденной, исконной. Но что означает – «постоянно»? Точно не сама собой, не волшебством, не чудом, а с помощью кнута и пряника. Такой слом сознания, который требует отречения от веры отцов и дедов, разрушения старых духовных ценностей, способностей, само собой происходить не может. Замена бывших мифов новыми сопровождалось уничтожением защитников былой веры, готовых отстаивать свои убеждения. Это уничтожение приняло форму государственной политики, было одним из полицейских функций великокняжеской власти. Запрещалась старая и вводилась новая обрядность; подлежали забвению имена старых божеств, места языческих молебен разрушались.

Чем так сильно пленила христианство пламенную языческую душу князя Владимира, понять не просто. Но, приняв христианство, Владимир стал крестить киевский народ и прежде всего уничтожил языческих богов – Дажбога, Стрыбога, Симаргла, Макоша, Перуна. По его приказу Перуна привязали к конского хвоста, потащили к Днепру, и слуги князя по дороге били его кнутами. Потом верховного бога сбросили в реку.

Люди, которые верили в своего бога, плакали, бежали за ним. Вопреки ожиданиям волшебников, гром не грянул, молнии в Киев не ударили. Князь Владимир остался жив и был здоров многие годы. Однако, чтобы народ молчал, князь перед крещением объявил: кто не придет к Днепру – враг ему, Владимиру. Спорить с князем посмели немногие. Те же, кто не посмел, пришли утром к днепровскому берегу и по знаку прибывшего вместе с Владимиром митрополита и под угрозой плетей княжеской дружины вошли в воду по шею. Вышли из воды, получили крестик и стали христианами.

В Киеве крестить народ было не очень сложно. Киев издавна находился в тесных отношениях с Константинополем, и христианство с его храмами и церемониями для многих киевлян чудом не представлялось.