Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Концепции происхождения белорусов.»Белая Русь»

Май 26, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

Как следует из вышеуказанного, согласно теоретического подхода концепции происхождения, белорусов можно разделить на две группы. Первую составляют взгляды ученых на белорусский этногенез как на упрощенную эволюцию, вторую – взгляды исследователей, которые объясняют формирование белорусского народа исключительно миграцией славян на территории современной Беларуси и смешением их с местным дословянским населением. Отчетливо видно противопоставление эволюции (изменений) и диффузии (расширения) явлений культуры, различное толкование их роли в этногенетическом процессе. Первые исследователи главным способом образования белорусов считают эволюцию языка и культуры, другие – миграцию и смешанием различных этнических групп.

В начале 90-х годов новую концепцию возникновения белорусов разработал историк-этнограф М. Пилипенко (Пилипенко М. Ф. Возникновенне Белоруссии: новая концепция. Мн., 1991). Автор этой концепции отказался от представления о белорусском этногенезе как упрощенной эволюции, а также от толкования его только миграцией. Исследователь считает, что в формировании белорусского этноса имели место как эволюция, так и диффузия, которые тесно взаимодействовали и дополняли друг друга в этом длительном и сложном процессе.

Пилипенко по-новому подошел к вопросу о предках белорусов. Он считает, что в результате широкого расселения славян и смешивания их с восточными балтами образовались не белорусы, а первоначальные восточнославянские этнические общности кривичей, дреговичей и радимичей. Это произошло в IX – X вв. Затем в конце X – начале XI в. вместе с другими восточнославянскими сообществами кривичи, дреговичи и радимичи консолидировались в новую общеславянской этническую общность. Для нее были характерны  восточнославянский язык, общая материальная и духовная культура. С транформацией этих первоначальных этнических славянских сообщностей в общеславянское древнее сообщество их территории стали общей этнической территорией, которая получила название «Русь». Именно с этого времени в отношении территории Беларуси, как и до соседних восточнославянских земель, начала применяться название «Русь», а население стало называться русов, русичам, русинами, русскими.

Со времен своего формирования этническая территория «Русь» не была однообразной. Она делилась на регионы, которые не совпадали с прежними этническими территориями первоначальных восточнославянских этнических общностей. Территория современной Беларуси по локальным особенностям языка и культуры входила в две диалектно-этнографические зоны обще-восточнославянсие общности – полесскую и подвинско-днепровскую. Кроме общего названия «Русь», за южной частью территории Беларуси закрепилось название «Полесье», за центральной и северной – «Белая Русь». В южной паприпятской зоне на основе трансформации дреговичей, деревянн и южной части радимичей шел процесс складывания новой этнической общности – полешуков, в Североном (падвинска-днепровском) регионе в результате трансформации кривичей, вятичей и северных радимичей – древних белорусов. Пилипенко считает, что именно они и стали непосредственными предками белорусов.

С течением времени, отмечает М. Пилипенко, в результате интенсивных этнических процессов на основе взаимодействия, сплочения двух значительных групп (поприпятской и подвинско-днепровской) восточнославянского населения, с одной стороны, и консолидации их с отдельными группами восходнеславянского населения – западнославянского (польского), балтского и тюркского (татарскага), с другой, на обширной территории, расположенной между Припятью на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе и Днепром на востоке, до середины XVI в. сформировались новый комплекс культуры и связанная с ним система языка. Все это свидетельствовало о появлении новой, восточно-славянской этнической территории, которая получила с тех пор свое название «Белая Русь».

Каково происхождение этого названия? В разные времена его объясняли по-разному. Ее связывали с красотой земли (Макарий, XVI в.), большим количеством снега (С. Герберштейн, XVI в.), Свобода (В. Татищев, XVIII в.), независимостью от татаро-монголов (М. Любавски, XIX век .), со светлопигментованным и светлаглазым антропологическом типом жителей (Н. Янчук, начало XX в.). В настоящее время появились другие объяснения: название «Белая Русь» связывается с более ранним принятием христианства в сравнении с Черной Русью (Я. Юхо), с широким распространением в топонимике названий со словом «белая» (П. Крапивин).