Концепции происхождения белорусов.»Белая Русь»
Как следует из вышеуказанного, согласно теоретического подхода концепции происхождения, белорусов можно разделить на две группы. Первую составляют взгляды ученых на белорусский этногенез как на упрощенную эволюцию, вторую – взгляды исследователей, которые объясняют формирование белорусского народа исключительно миграцией славян на территории современной Беларуси и смешением их с местным дословянским населением. Отчетливо видно противопоставление эволюции (изменений) и диффузии (расширения) явлений культуры, различное толкование их роли в этногенетическом процессе. Первые исследователи главным способом образования белорусов считают эволюцию языка и культуры, другие – миграцию и смешанием различных этнических групп.
В начале 90-х годов новую концепцию возникновения белорусов разработал историк-этнограф М. Пилипенко (Пилипенко М. Ф. Возникновенне Белоруссии: новая концепция. Мн., 1991). Автор этой концепции отказался от представления о белорусском этногенезе как упрощенной эволюции, а также от толкования его только миграцией. Исследователь считает, что в формировании белорусского этноса имели место как эволюция, так и диффузия, которые тесно взаимодействовали и дополняли друг друга в этом длительном и сложном процессе.
Пилипенко по-новому подошел к вопросу о предках белорусов. Он считает, что в результате широкого расселения славян и смешивания их с восточными балтами образовались не белорусы, а первоначальные восточнославянские этнические общности кривичей, дреговичей и радимичей. Это произошло в IX – X вв. Затем в конце X – начале XI в. вместе с другими восточнославянскими сообществами кривичи, дреговичи и радимичи консолидировались в новую общеславянской этническую общность. Для нее были характерны восточнославянский язык, общая материальная и духовная культура. С транформацией этих первоначальных этнических славянских сообщностей в общеславянское древнее сообщество их территории стали общей этнической территорией, которая получила название «Русь». Именно с этого времени в отношении территории Беларуси, как и до соседних восточнославянских земель, начала применяться название «Русь», а население стало называться русов, русичам, русинами, русскими.
Со времен своего формирования этническая территория «Русь» не была однообразной. Она делилась на регионы, которые не совпадали с прежними этническими территориями первоначальных восточнославянских этнических общностей. Территория современной Беларуси по локальным особенностям языка и культуры входила в две диалектно-этнографические зоны обще-восточнославянсие общности – полесскую и подвинско-днепровскую. Кроме общего названия «Русь», за южной частью территории Беларуси закрепилось название «Полесье», за центральной и северной – «Белая Русь». В южной паприпятской зоне на основе трансформации дреговичей, деревянн и южной части радимичей шел процесс складывания новой этнической общности – полешуков, в Североном (падвинска-днепровском) регионе в результате трансформации кривичей, вятичей и северных радимичей – древних белорусов. Пилипенко считает, что именно они и стали непосредственными предками белорусов.
С течением времени, отмечает М. Пилипенко, в результате интенсивных этнических процессов на основе взаимодействия, сплочения двух значительных групп (поприпятской и подвинско-днепровской) восточнославянского населения, с одной стороны, и консолидации их с отдельными группами восходнеславянского населения – западнославянского (польского), балтского и тюркского (татарскага), с другой, на обширной территории, расположенной между Припятью на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе и Днепром на востоке, до середины XVI в. сформировались новый комплекс культуры и связанная с ним система языка. Все это свидетельствовало о появлении новой, восточно-славянской этнической территории, которая получила с тех пор свое название «Белая Русь».
Каково происхождение этого названия? В разные времена его объясняли по-разному. Ее связывали с красотой земли (Макарий, XVI в.), большим количеством снега (С. Герберштейн, XVI в.), Свобода (В. Татищев, XVIII в.), независимостью от татаро-монголов (М. Любавски, XIX век .), со светлопигментованным и светлаглазым антропологическом типом жителей (Н. Янчук, начало XX в.). В настоящее время появились другие объяснения: название «Белая Русь» связывается с более ранним принятием христианства в сравнении с Черной Русью (Я. Юхо), с широким распространением в топонимике названий со словом «белая» (П. Крапивин).