Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Процессы нивелировки этно-культурных особенностей восточных славян.

Май 26, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

В 50-е годы XX в. советский этнограф С. Токарев обосновал новую концепцию. Ее суть заключается в следующем.

В конце IX – начале X в. усилились процессы нивелировки этно-культурных особенностей восточных славян. Это было обусловлено экономической, политической, культурной и  конфессиональной интеграцией.

Началось дальнейшее развитие феодальных отношений, классов и городов, распространение христианства. Стало складываться общая территория восточных славян. Центром собирания восточных славян было Среднее Поднепровье, где находился г.Киев, который стал столицей нового государства – Киевской Руси. В результате смешения различных общностей – кривичей, дреговичей и радимичей, полян, вятичей и других – в Среднем Поднепровье в IX – X вв. сформировалась новая, восточнославянская этническая общность – древнерусская народность. Во второй половине X в. утвердилась и общее название этой территории – Русь.

Среднее Поднепровье стало называться Русской землей, киевские князья – русскими князьями. Согласно этой концепции, сильное древне-русское государство защищало восточнославянские земли от нападений иноземных грабителей, освободила их жителей от уплаты дани хазарам и варягам. В этом государстве существовала единая культура и язык. Затем в результате политического разъединения, распада Киевской Руси разъединилась древняя народность. В результате образовались три родственных народа: русский, белорусский и украинский.

Однако в этой концепции появилось много оппонентов (Г. Штыхов, М. Ермолович, Н. Ткачев и др.).. Они полностью отрицают сам факт существования древнерусской народности и формирования на ее основе белорусов, украинцев и русских. Согласно утверждениями М. Ермоловича, никакой древнерусской народности не существовало. А если это так, то и не могло быть никакого разделения несуществующей общерусский народности на три ветви – русский, украинский и белорусский. Такой вывод делается на том основании, что Киевская Русь, куда входили восточнославянские земли, не являлась таким государством, как ее описывают в нашей исторической и учебной литературы. Она, по мнению Ермоловича, отнюдь не являлась собирателем славянских народов.

При этом он даже ссылается на К. Маркса. Последний назвал Киевскую Русь империей, которая была нелепой, бессвязной, скороспелой. Это государство, дополняет Ермолович, было искусственным и поэтому непрочным военно-административным объединением. В ней торопливо и вопреки воле и интересам народов объединялись племенные земли, и поэтому она не имела общей экономической базы. Главная цель государства – совершать военные походы на Византию. Для этого и собиралась с завоеванных территорий многочисленная и разноплеменная армии. А если это так, то, пишет Ермолович, становится проблематичным возникновение древнерусской народности в таком государстве, как Киевская Русь.

О несуществовании древнерусской народности свидетельствует и тот факт, что Киевская держава в XII  распалась на части, которые соответствовали первоначальным племенным территориям. В связи с такими рассуждениями возникает и еще один вопрос: если не было общерусский народности, как тогда, по мнению авторов этой концепции, произошло формирование белорусского, русского и украинского этносов, а потом и соответствующих народностей? Ермолович считает, что дело все в том, на какой территории поселились племена и с каким коренным населением (субстратом) произошло смешение. Так, русский этнос формировался на основе финно-угорского субстрата, украинский – тюркского, белорусский – балтского.

Ермолович считает, что доля балтского субстрата в формировании белорусов была значительно меньше, чем угро-финского в этносе великорусов. Объясняется это тем, что Беларусь в силу ее географического положения была местом, где особенно интенсивно концентрирровался славянский элемент, поэтому он мог легко побеждать балтский. Отдельные регионы Беларуси вообще не были заселены балтами (юг Минщины, междуречье Вилии и Гайны, юг Полоччины). Ермолович отмечает еще одну особенность формирования белорусского этноса. Это то, что на территории Беларуси происходили очень интенсивные процессы смешения, сращивания славянских этнических общностей – кривичей, радимичей, дреговичей. Результатом этого было усиление славянского элемента, что способствовало быстрой ассимиляции балтов.

Вот такая концепция формирования белорусского этноса, которой придерживается М. Ермолович. Надо добавить, что она находит себе сторонников и среди других историков. Ее, конечно, нельзя принять полностью, но нельзя и отклонить, потому что идет научный поиск и разные точки зрения имеют право на жизнь.