Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Дреговичи, Радимичи, Кривичи. Часть 10

Май 26, 2011 Автор: radzimaby Рубрика: История Беларуси

Таким образом, данные археологии, языковедения, антропологии свидетельствуют о том, что раннесредневековые этнические сообщества дреговичей и радимичей, кривичей сформировались в результате смешения, синтеза славянских и балтских групп населения. В их культуре и языке переплелись славянские и балтские элементы с преимуществом славянских черт. Именно кривичи, дреговичи, радимичи, а не следующие этнические сообщества удерживали в себе балтский субстрат.

Для характеристики дреговичей, радимичей и кривичей важное значение имеет выяснение типа этих этнических общностей. Неправомерно называть их племенами потому, что в их среде уже не было социального равенства, одинакового положения всех членов этнической общины, исчез родоплеменной раздел, появилось политическое управление, образовались «княжении», во главе которых стояли князья. Сведения из археологии, письменных источников свидетельствуют, что дреговичи, кривичи и радимичи переступили границу общинно-родового строя и вошли в начальный этап раннеклассового общества. Это подтверждает и уровень развития их экономики, который характеризуется началом общественного разделения труда.

Дреговичи, кривичи, радимичи являлись территориальными культурно-этническими общинами и не сформировались в народности. Они представляли собой не племена, как в раннем железном веке, а протонародности («народцы») и одновременно начальные государственные образования, или протогосударства.

Дреговичи, кривичи-полочане, радимичи постепенно втягивались в процесс формирования белорусской народности. Причем нужно отметить, что между славянами и балтами имели место и мирное сосуществование, и военные столкновения, и ассимиляционные процессы. Ассимилировали не только славяне балтов, но в ряде случаев славяне были ассимилированы балтами. Имели место существенные различия этих процессов на востоке и западе Беларуси. На востоке были очень сильные связи славянской, балтской и соседней финно-угорские культуры, которые долго осуществлялись в рамках широкой полосы, и продолжительность их была очень большой. В западных регионах Беларуси восточнославянские сообщества дреговичей, волынян, кривичей соседствовали и сосуществовали с восточно-балтскими (литовскими), западнославянских (мазовецким), западнобалтском (ятвяжских) племенами.

В отличие от балтов, которые жили на территории современной Беларуси и Смоленской области и были ассимилированы славянами, балтские племена Юго-Восточной Прибалтики стали основой, на которой сложились народности: литовцы, латыши, пруссы, ятвяги. По языку балты этого региона делились на западных (пруссы, ятвяги) и восточных (литовцы, латыши, курши и др.)

Территорию между Неманом и верховьях р.Наров обитала группа ятвяжских племен – сосудов, Дайновы, паляксанов и собственно ятвягов. Их язык был переходной между балтскими и славянскими языками. Некоторые исследователи считают, что ятвяги занимали гораздо большим обширную территорию, включая Неманско-Бугское междуречье (В. Седов). В первой половине XIII в. земля ятвягов была частично подчинено галицко-волынскими и мазоветскими князьями.

Во второй половине XIII в. после кровопролитной борьбы ятвяги, как и соседние родственные им тараканы, были окончательно завоеван крестоносцами. Какое-то их количество переселилась в соседние земли – Литву, Польшу, Беларусь. Именно этим объясняется тем, что в западных районах Беларуси появились названия населенных пунктов Яцвязь, Ядвинки, Тараканы, Прусики. Следы пребывания Дайновы сохранились в  тапонимах Дейнава, Дайнова, Дайновка, которые локализованы в районах Воложина, Гродно, Слонима, Ивенца. Таким образом, есть все основания утверждать, что ятвяги были одним из компонентов в формировании белорусской народности.

В западном регионе Беларуси долго проживали отдельные балтские и смешанные балтской-славянские группы населения. В IX – XI вв. балтской-славянская граница проходила по линии Гродно – Лида – Ивье – Вилейка – Мядель – Браслав. В XII – XIII вв. она отодвинулась дальше на запад и северо-запад до современной Литвы и Латвии. Важно также отметить, что смешение балтов со славянами происходило не только на территории Беларуси, но в какой-то степени и на территории Литвы и Латвии. Об этом свидетельствуют следующие примеры: в XII – ХПИ вв. на территории Латвии существовали княжества Кукенойс и Герцике, находившиеся в зависимости от Полоцка; древняя часть г.Вильни была основана кривичами в XI – XII вв. Неслучайно в составе аукштайтов выделяется локальная группа Дзукия, в которой много общего с белорусами.

В то же время среди славянского населения продолжали существовать группы балтов. О существовании на западной части восточнославянской этнической территории восточно-балтских групп литовцев свидетельствуют названия населенных пунктов – Литва, Литовцы, Литовка, которые и сегодня встречаются в Молодечненском районе, Слонимском, Столбцовском районе и в других местностях. Набеги немецких рыцарей были главной причиной переселения небольших групп западных балтов – жемойтов на восток. Это подтверждают названия населенных пунктов: Жамойцишки (Вороновский р-н), Жамойди (Лидский р-н), Жамойск (Докшицкий р-н) и др…

Под давлением Ливонского ордена в падвинска-Днепровский регион переселилось и часть восточно-балтского населения латыголов. В Витебской области насчитывается около 30 населенных пунктов с названием Латыголь, латыголичы, Латыголава и др… Вообще балтских названий населенных пунктов на территории Беларуси сегодня насчитывается гораздо большим 200. Подавляющее их количество находится в западных районах.

Кроме балтского населения на формирование белорусского этноса оказали определенное влияние отдельные группы тюркского населения (татары), которые поселились на территории Беларуси в конце XIV – вначале XV в. Однако это влияние был незначительно.