Пепел и Гнев Бухенвальда. Часть 24
Убедительность достоверного рассказа явно преобладает в картинах «Побег», «Канада». Холсты «Надсмотрщик», «Проклятье» в значительной мере иллюстративны. В полотне „ SOS!» обе стороны кажутся наиболее уравновешивающими друг друга, в то время как в «Поющих коммунистах» над фактическим материалом начинает доминировать образная символика. И полотно, целиком построенное на поэтической метафоре, — картина-символ «Мадонна Биркенау».
Просветленно, реквиемно звучит этот образ. Над крестообразным силуэтом крематория парит мадонна, такая же торжествующе прекрасная, как в живописи итальянского Возрождения. Лишь дитя не лежит в ее руках, а тоже парит, улетая из мира зла. И багровое сияние в небе, подобное нимбу, напоминает о кругах того ада, мрачный образ которого могла бы создать фантазия Данте. Через них прошла мадонна лагеря смерти Биркенау… Но идеал красоты, любви и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим. Он бессмертен. И пепел сожженных пророс робкими полевыми цветами.