Rodina.by – Белорусские авторы. Книги, Рассказы, Стихи…

Авторы, новинки, описание, комментарии…



Пепел и Гнев Бухенвальда. Часть 20

Июль 29, 2010 Автор: radzimaby Рубрика: Без рубрики

Михаил Андреевич по-своему сформулировал «проблему человека», увидев ее как бы на острие эпохальной схватки гуманности с человеконенавистничеством. В современной буржуазной идеологии смешиваются понятия добра и зла, палача и жертвы, люди рассматриваются безвольными песчинками, гонимыми ветрами судеб. Художник против такой тенденции к переоценке ценностей. Он — за стабильность (прогрессивную на нынешнем этапе) гуманистических принципов и понятий, согласно которым зло всегда отличимо от добра, а человек в истинной своей сущности видится прекрасным. Эта выстраданная и завоеванная концепция привела Савицкого к использованию классической традиции, тяготеющей к воплощению идеального. Именно поэтому люди в его картинах должны были засиять красотой. И красоту их требовалось выразить с полной очевидностью, сделать ее легко восприни­маемой, исключить разночтение.

Но это значит, что историческая достоверность изображенного не может отождествляться с той фактической предметной точностью, которой отве­чают фотодокументы. Показать ту сущность, кото­рая раскрылась в извечном и современном конфлик­те добра и зла — так определился замысел серии.

Поэтому отточен хрупкий рисунок мертвых тел, которые кажутся благородным мрамором среди грубых и тяжких бревен. Оттого прекрасны лица мертвых с печатью отрешенного, возвышенного спокойствия. Поэтому тела обреченных девушек подобны слиткам золота на фоне мрачного лагерно­го пейзажа.